Кратко про вепсов. Коренные малочисленные народы ленинградской области Поселения и жилища

Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет

Это вепсы - коренной народ Ленобласти. «Бумага» побывала на их главном празднике в году

Как народ из всего 6 тысяч человек сохраняет свои традиции и вымирающий язык

Село Винницы находится в Подпорожском районе Ленобласти - примерно в 350 километрах от Петербурга. Сейчас это один из главных центров проживания вепсов. В начале 1930-х годов здесь даже существовал национальный сельсовет, а в школах дети могли изучать вепсский. Однако вскоре, как и другие малые народы, вепсы подверглись гонениям: язык запретили, а подчеркивать свое происхождение стало небезопасно.

В наше время в Винницах каждый год проводят крупнейший областной вепсский праздник «Древо жизни». На него съезжаются тысячи людей не только из соседних деревень, но и из Вологодской области и Карелии.

Почему под «вепсами» раньше понимали необразованных людей, как благодаря местным бабушкам восстанавливают народные танцы и кто сегодня называет себя вепсами? «Бумага» побывала на масштабном празднике - с вепсскими калитками, березовым соком, хороводами и поделками из бересты.

Кто приходит на главный областной вепсский праздник

На главной дороге села Винницы стоит пара сетевых магазинов, огороженные заборами деревянные жилые дома и библиотека. Вдоль обочины - десятки припаркованных машин, а по проезжей части, за перегородившей ее полицейской машиной, идет толпа прохожих. Всего на праздник пришло около 6 тысяч человек.

Среди пар с колясками, детей со сладкой ватой и пожилых людей прогуливаются женщины в народных костюмах - просторных платьях в пол, передниках с вышивкой и красных головных уборах.

На «Древо жизни» - ежегодный областной праздник вепсов - в Винницы приезжают люди из десятка окрестных деревень. Здесь же собираются вепсы из Вологодской области и Карелии. На площади перед Вепсским фольклорным центром расставляют прилавки, за которыми жители разных деревень продают традиционные вепсские изделия и еду - от игрушек, полотенец с вышивкой и керамики до вепсских пшенных калиток, варенья из морошки и березового сока. Многие среди продавцов - сотрудники деревенских домов культуры и музеев, руководители кружков, педагоги.

За одним из прилавков пожилой мужчина в красной рубахе и фуражке из бересты позирует на камеру. Рядом с ним суетится невысокая женщина в берестяном ожерелье и венке. На столе перед ними расставлены всевозможные поделки - тоже из бересты, есть посуда и украшения.

Фотографию вам куда прислать? - спрашивает усатый мужчина, заканчивая съемку.

Шлите в Бабаевский район. Там точно найдем, - без промедлений выкрикивает женщина, оставляя человека с камерой в замешательстве.

Иван и Людмила Сирины приехали из Вологодского района. Иван Григорьевич, вепс, родился в деревне Кленозеро - как и многие другие деревни в округе, в советское время ее жителей принудительно выселили. «Я не знаю почему. Умирала деревня, там ничего не росло. То есть можно было жить, но власть не давала: ни машин, ни техники, ни дороги не было», - Иван Григорьевич вкратце описывает, как жителей «ушли» из деревни.

Иван и Людмила Сирины

Берестяными изделиями Сирин активно занялся несколько лет назад - до этого мастерил корзины из сосновой лучины. «Излишки» Сирины иногда продают, но в основном плетут изделия для себя. Раньше, рассказывает Иван Григорьевич, идя на сенокос, жители вепсских деревень могли не брать с собой посуду, а делать ее на скорую руку из бересты - это было довольно типичным ремеслом.

На сенокос пойдем, [появился] едок какой-нибудь лишний, мать - раз, возьмет и ложку сделает или кузовок для супа из бересты. А он не течет. Потом бабушка, чтобы береста, как кожа, не испортилась, подсолнечным маслом раз - смажет мягонько. И всё, вещь, - рассказывает он, демонстрируя самодельные солонки и емкости для крупы.

Через минуту к Сириным подходят очередные гуляющие, чтобы сфотографировать Ивана Григорьевича в огромной берестяной фуражке.

«Мы не вепсы»: что происходило с народом и его языком в советское время

В России, по данным последней переписи, осталось около 6 тысяч вепсов. Большинство из них, порядка 5 тысяч, живут в Республике Карелия, где вепсы исторически населяли юго-западное побережье Онежского озера. Около 1,5 тысяч живут в Ленинградской области: в Подпорожском, Бокситогорском, Тихвинском и Лодейнопольском районах. Еще несколько сотен - в Бабаевском районе Вологодской области.

В советское время на территории вокруг села Винницы находился Винницкий сельсовет, в 1930-е годы в него входило более 40 деревень, в которых жили около 3 тысяч людей. В то время Винницкий, как и несколько других сельсоветов поблизости, официально считался национальным вепсским.

Еще в середине 30-х в школах Ленобласти преподавали вепсский язык, а в Карелии на короткое время ввели даже обучение на вепсском. Но вскоре, с изменением внутренней политики в стране, национальные поселения ликвидировали, всё обучение перевели на русский и прекратили издание книг на вепсском. Тогда же люди перестали идентифицировать себя как вепсы.

Надежда Ковальская

На второй этаж Вепсского центра фольклора, только что пообщавшись с журналистами, губернатором Ленобласти и выступив с речью на сцене, взлетает заведующая центром Надежда Михайловна Ковальская.

Самая главная заслуга этого праздника, как мне кажется, это то, что мы сегодня гордо говорим: «Мы вепсы», - в окружении сотрудниц центра, одетых в традиционные наряды, Надежда Михайловна проходит в комнату, где накрыт вепсскими угощениями стол.

«Древо жизни» впервые провели 30 лет назад. Тогда в областном правительстве стали активно поддерживать малочисленные народы и комитет по культуре Ленобласти предложил провести вепсский праздник в Винницах - как в месте компактного проживания вепсов. За организацию взялся сельский дом культуры, позже преобразованный в Вепсский фольклорный центр. Однако тогда, в 1987 году, местные жители идею гуляний не поддержали.

Всё село нам дружно сказало: «Мы не вепсы, и праздника нам не надо», - рассказывает глава центра фольклора. Праздник тогда тем не менее провели.

В 70–80-х годах, как вспоминают местные жители, слово «вепс» еще воспринималось если не как ругательное, то как пренебрежительное. Вепсы ассоциировались с людьми малограмотными, не говорящими по-русски. В школе вепсских детей могли даже дразнить из-за их происхождения, а часто ученикам и вовсе запрещали говорить на родном языке.

Ольга Спиркова

Сотрудница центра фольклора Ольга Спиркова родилась в деревне Озера в вепсской семье. Когда она пошла в школу в Винницах, говорила только по-вепсски и русского не знала: по-русски лишь «перекидывалась парой слов» с родителями.

Молодежь смеялась: вот, вепс. Но мне это было всё равно - пусть дразнятся. Если я знаю язык, то что с этим поделать? - рассказывает Ольга.

По ее словам, самосознание местных вепсов отчасти стало меняться после первого праздника в 1987 году. Теперь многие, наоборот, подчеркивают, что они вепсы, хотя старшее поколение до сих пор скорее назовет себя русскими. «В советские времена заложили, что нет вепсов. И это было не переломить», - добавляет Ольга.

Уже через год после первого «Древа жизни» в деревнях и поселках стали открываться центры, кружки, творческие секции, посвященные вепсской культуре. Где-то пели пожилые люди, где-то - дети, где-то - молодежь. Сейчас на областной праздник ежегодно съезжаются тысячи людей.

От ткацких станков до кадрили: как восстанавливали вепсскую культуру

На повороте с главной дороги в Винницах две женщины продают калитки и пирожки, за ними ежеминутно подходят люди. Кроме вепсской выпечки на столе громоздятся пятилитровые стеклянные банки домашнего морса и березового сока. За женщинами на заборе висят расшитые половики и старые игрушки, которые, по их рассказам, принадлежат еще их бабушкам-вепсянкам.

Наталия Коккова, одна из женщин, торгующих выпечкой, приехала из села Игнатовское. Наталия - чистокровная вепсянка и недавно даже «сделала себе вепсский паспорт».

Когда мать была жива, рассказывала много историй, как они жили в свое время. Все испокон веков охотились, рыбачили, ткали половики, - рассказывает она, раскладывая на подносе калитки. - У нас бабушка разговаривала на чистом вепсском. Родители старались при нас что-нибудь такое секретное тоже по-вепсски сказать. Тогда мы не придавали этому значения - жили и жили. А сейчас, конечно, начала продвигаться культура и нам самим это стало очень интересно.

Наталия Коккова

Мой папа - чистокровный вепс. Он вообще из глухой деревни Мягозеро. А мама русская, поэтому дома на вепсском не разговаривали, - подхватывает ее подруга Евгения, сидящая на скамейке в тени, в стороне от толпы гуляющих.

Она тоже родилась в Игнатовском, работала там врачом на скорой, пока около 20 лет назад ее муж-милиционер не попал под сокращение и семье не пришлось переехать в Вологодскую область. «Раньше приеду в деревню на вызов, а бабушка по-русски вообще не умеет говорить. Водители, кто помоложе, как-то переводили нам русский».

Стоя у стола с десятками глиняных поделок, Юлия Андреевна Иванова из объединения «Оятский умелец» по очереди показывает разноцветные и еще не окрашенные игрушки. Все они посвящены поверьям, традициям и промыслам вепсов.

Люди верили, что есть Баба-яга, верили в водяных, - комментирует она каждую поделку.

Юлия Андреевна, культуролог по образованию, еще в университете начала изучать культуру Приоятья - местности по берегам реки Оять в Лодейнопольском районе. Больше 20 лет она проработала на предприятии по изготовлению оятской керамики, пока оно не сгорело, а после этого возглавила Центр возрождения ремесел, чтобы изучить, какими промыслами занимались на территории Приоятья. Для этого она ездила в экспедиции - записывать рассказы местных жителей, фотографировала находки.

Юлия Иванова

Люди не менялись, культура и ремесла тоже не изменились. Сегодня мы в школе знакомим детей с вепсской культурой: 5-й класс изучает алфавит, частушки, стихотворения, они умеют читать и пользоваться словарем, - рассказывает Юлия Андреевна.

Поскольку численность вепсов все-таки больше, чем, например, у ижор или вожан, то сейчас количество людей, владеющих вепсским, сравнительно большое: по данным последней переписи, их больше 3,5 тысяч. Сейчас сотрудники Вепсского центра фольклора преподают его детям на дополнительных занятиях, так что некоторые из могут общаться по-вепсски с раннего возраста.

Сейчас начинают обращать внимание на малочисленные народы, поддерживать их, есть целые программы финансирования. Мы можем издавать книги. Как пример, благодаря программе комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, издана книга «Вепсский праздник в лицах», которая рассказывает об истории создания праздника, о людях, которые стояли у его истоков, - рассказывает режиссер вепсского театра кукол Мария Лапикова.

Как и в случае с другими малочисленными народами, вепсскую культуру начали активно возрождать в 90-е, когда коренных жителей деревень, помнящих традиции и свободно владеющих языком, оставалось уже не так много. «Бабушки приходили, учили нас танцевать [вепсскую] кадриль. Никто в Винницах этого не умел», - вспоминает Надежда Ковальская.

Видео: Юрий Гольденштейн

По словам Юлии Пигаревой, которая переехала в Винницы из Петербурга 17 лет назад и сейчас работает в центре фольклора, вепсские танцы частично восстанавливали по воспоминаниям пожилых жителей деревень, а некоторые из них воссоздал карельский народный артист Василий Кононов. Танцевали вепсы в основном без музыкального сопровождения.

Музыкальных инструментов у вепсов не было: они жили рядом с русскими, потому основным музыкальным инструментом считалась гармошка. Это было такое взаимопроникновение культур, - объясняет Ольга Спиркова.

Со сцены спускаются три женщины в белых туниках и клетчатых чепцах из вологодского коллектива: учительница математики, глава Пяжозерского поселения и директор дома культуры.

Мы лесами-озерами приехали, всего 100 километров между нами, - нараспев произносят они.

На самом деле добраться от одного места проживания вепсов, в Ленобласти, до другого, в Вологодской, не всегда было так просто: прямая дорога между областями появилась сравнительно недавно. До этого связи между Винницами и Пяжозерским поселением фактически не было и ехать приходилось в объезд. В итоге путь, рассказывают местные жители, растягивался чуть ли не до 700 с лишним километров. А так как исторически вепсские поселения были связаны между собой и в разных областях могли жить родственники, многочасовую дорогу приходилось преодолевать «даже на поминки».

У нас есть восемь маленьких населенных пунктов, где проживают чисто вепсы, говорят на своем языке. В других местах уже все люди пересеклись, но у многих есть вепсские корни, - рассказывает глава Пяжозерского поселения Наталья Васильевна Захаренкова. Сама она не вепсянка: в коллективе из Вологодской области в основном русские участники, но, несмотря на это, в их песнях встречаются как русские, так и вепсские слова.

Коллектив из Пяжозерского сельского поселения. Справа - Наталья Захаренкова

В Вологодской области вепсы исконно расселялись по берегам озер - Белого и Шимозера. Однако в 50-е годы прошлого века жителей части поселений принудительно расселили: с 1953 по 1958 год, когда ликвидировали «неперспективные» деревни, из Вологодской области выселили население шести вепсских сельских советов - около 6 тысяч человек. В итоге вепсское и русское население перемешалось. Сейчас в Бабаевском районе живет около 400 вепсов.

К коллективу подходит мужчина в очках и фуражке. «Вот, натуральный вепс», - гордо представляют женщины Владимира Васильевича, водителя школьного автобуса, и со смехом интересуются, наговорился ли он на празднике по-вепсски.

Под конец основной программы праздника торговцы начинают сворачивать прилавки и разбредаются по селу в ожидании вечернего фейерверка. Ближе к реке за длинным деревянным столом гости перекусывают шашлыками и пробуют олудь - вепсское пиво. Посреди главной дороги дети играют пластиковыми мечами, кто-то медленно плетется с площади в сторону поля верхом на лошади. Рядом уже выступивший на сцене русский народный ансамбль под гармонь поет: «Дарья, ты душа, Дарья хороша. Рюмку водочки махнул и пошел вприсядку».

У нас иногда спрашивают, чем отличается вепсская культура от русской, - продолжает Наталья Васильевна из Пяжозерского поселения. - Мы живем рядом и нам кажется, что всё похоже. Но с другой стороны, мы не испечем такого блюда, как испекут вепсы. У них свои тонкости, свои премудрости, свой язык, который понять очень сложно.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вепсы (вепсск. вепся, бепся ; устаревшее - чудь ) - малый финно-угорский народ России. В настоящее время вепсы проживают в трёх регионах – Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. общее количество вепсов России составляло 5 936 человек. В Карелии 3 423 (57,6%), в Ленинградской области – 1 380 (23,2%), г. Санкт – Петербурге – (271) 4,6%, в Вологодской −412 (6,9%).
С 2000 г. вепсы имеют статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, с 2006 г.- статус коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Самоназвания - вепся , бепся , вепсляйжед , бепслаажед , людиникад .

История

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав по данным летописи в 862 г. вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути – от Ладожского до Онежского озера. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права, община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу, и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.

фото: Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина

У вепсов была большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Главой большой семьи был старейший мужчина, дед или отец – “хозяин” – ižand. Статус хозяина был очень высок – он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка – emäg, отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла расчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака – kodivävu было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому браку по сватовству, еще в начале XX века существовали архаичные формы браков – «самоходкой».

Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды

Вепсы официально являются православными по вероисповеданию. Христианизация вепсов началась очень рано - на рубеже X-XI вв. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось длительным и незавершенным процессом. Вепсы верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: I) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация Веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие. Православная идеология в вепсском быту вынуждена была сожительствовать с мощным пластом прежних языческих верований, обрядов и культов; c одной стороны, ведя с ними открытую борьбу, с другой - приспосабливаясь к ним. Результатом этого противоречивого процесса явилось сложение своеобразного православно-языческого комплекса, который пронизывал всю народную культуру вепсов.

Божествам и духам вепсы посвящали различные ритуалы, в совокупности составляющие культы. Культ духов был в основном умилостивительным, то есть в форме жертвоприношений. Так, начало и окончание охоты на любого зверя, сбора ягод или грибов, рыбной ловли сопровождались жертвоприношением соответствующему духу-хозяину. Например, часть собранных ягод или грибов всегда оставалась на пне, перекрестке дорог или у придорожного креста как жертва хозяину леса. Перед рыбной ловлей мережами необходимо было опустить яйцо в воду для хозяина озера. Ригачной старушке (rihacakaine) перед началом молотьбы оставляли по углам риги гостинцы: кусок хлеба, горсть сахара и чая.

Общение с духами чаще всего осуществлялось через колдунов (noid). Колдуны были рядовыми общинниками, которым народ приписывал сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) в управлении силами природы и людьми. Наряду с нойдами, еще в XY-XVI вв. среди вепсского крестьянства выделялся слой жрецов - арбуев, занимавшихся профессиональной культовой деятельностью. Арбуи предсказывали будущее, давали имена новорожденным, заключали браки, руководили похоронами. С распространением православия место арбуев постепенно заняли священники. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Теперешние нойды - это преимущественно женщины.

В основе календарной обрядности вепсов лежит православный церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев день, Иванов день. Но имеются локальные различия в значимости тех или иных праздников у разных групп. Так, у южных вепсов особую значимость приобрели Маковей (1/14 августа) и Sirґ ****, приуроченный к празднику иконы Казанской Божьей матери (8/21 июля), и Ильинская Пятница.

Ремесла и промыслы

Основным занятием вепсов было земледелие с весьма архаичным способом землепользования – подсекой. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей в основном репу. Из технических культур – лен, коноплю, хмель. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные погодные условия не обеспечивали существования вепсов только за его счет. Скотоводство играло второстепенную роль (ценилось как источник органических удобрений), хотя в некоторых местностях в конце XIX века разведение племенного скота для продажи в Петербурге давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но и они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились на петербургские рынки. Вепсы были известны в северном краю и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. В некоторых вепсских деревнях имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых «пищалей», «пищалей винтовальных», винтовок, а также различных изделий из серебра. Большую известность в XIX веке имела оятская керамика, центр которой находился в селе Надпорожье. Она распространялась в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, и даже вывозилась в Финляндию. Гончарный промысел сохранился до 30-х годов XX века.

Важную роль со второй половины XIX века стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.

Среди всех групп вепсов распространена художественная резьба по дереву, которой украшены различные предметы обихода, а также жилища (причелины, наличники, крыльца и проч.).

Фото: Вепсский центр фольклора, Винницы

Средние и южные вепсы предпочитают простые геометрические мотивы резьбы, у северных распространены более сложные фигуры (включая антропоморфные). Одежда и другие изделия из тканей украшены вышивкой (геометрические, растительные, зоо- и антропоморфные мотивы), выполненной двусторонним, стебельчатым или тамбурным швом красными или чёрными нитками. Интересна бытовая и особенно художественная керамика (декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки).

Традиционное жилище

Вепсские деревни, как и почти везде на Севере, обычно располагались на сухих высоких местах, вблизи рек и озер. Жилые постройки вепсов сходны с постройками карел и северных русских. Более значительное влияние традиции русского зодчества оказали на архитектуру прионежских вепсов. В отличие от жилищ средних и южных вепсов, они более монументальны, многокамерны и сложны по плану. Самобытные особенности вепсского жилища сохранились в домостроительстве средних и южных вепсов. Только у этих групп вепсов встречаются постройки, имеющие оригинальную конструкцию, когда к традиционному жилищу, состоящему из избы и сеней под прямым углом к основной постройке примыкает дополнительная боковая изба. Из этнографической литературы подобный тип соединения жилых построек в единый комплекс известен, как древний тип финского жилья. В качестве кровельного материала использовали солому, позже тес, дранку. Широко распространены были в прошлом потолки из круглых бревен, на смену которым пришли широкие тесанные доски.

В избе слева или справа от входа ставили печь, над шестком которой подвешивался котел. Рядом с печью устраивался вход в подпол, имевший форму рундука. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставился у фасадной стены, там где размещался «божий» или «красный» угол с иконами. Деревянная лохань с рукомойником ставилась у печи. В средней части избы подвешивалась на деревянном оцепе лубяная или плетеная из щепы люлька. Деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники дополняли обстановку.

Специфически вепсским элементом декора резных наличников у северных вепсов являются женские антропоморфные фигуры, трактуемые как изображения покровительниц дома. У средних вепсов подобный изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении конструктивных элементов – «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестах встречаются изображения птиц и коней. Среди других архаических элементов геометрические рисунки: резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда вепсов на рубеже XIX-XX веков имела много общего с карельской и северно-русской. Она шилась в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже – из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

Древнейший тип девичьей и женской одежды – юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи – станушку – шили из грубого льняного полотна, а верхнюю в конце XIX века уже из фабричной ткани. Подолы станушек украшались красной вышивкой. Верхние полушерстяные или шерстяные юбки имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой. У вепсов подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

Более поздний – сарафанный комплекс женской одежды, включал синий, кубовый сарафан – krasik, sarafon, который в начале XX века носили только пожилые женщины.

В начале XX века на смену юбочному и сарафанному комплексу пришла так называемая парочка, состоявшая из верхней кофты-казачка и юбки из фабричных тканей. В качестве украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин – сороки, сборники, повойники шились из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшенных вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками.

Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубахи-косоворотки (kosarind) шились из льна, кумача, пестряди, штаны из светлой и полосатой ткани. Мужской костюм дополнялся шейными платками. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные по низу штанин красной вышивкой.

Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах. В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью юыли сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти – virzud и stupnäd. Специфический способ вязки рукавиц и носок одной иглой сохранился вепсов до сих пор.

Многие предметы традиционного костюма обладали сакральной функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Сложный символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви), гадания с обувью. Из древности сохранился обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

Народная кухня

Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Детей с малолетства кормили ржаным хлебом, накрошенным в молоко. Ржаная мука использовалась для самой излюбленной выпечки – калиток (кalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Другой известный вид вепсской выпечки – пироги для затя. Cканец для них раскатывали из пшеничного теста, а начиняли толокном, рассыпчатой пшенной кашей, сахарным песком. Затем их жарили в сливочном масле. Пироги для зятя готовили сразу при входе в дом сватов; а сладкими пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.

Рыба у вепсов, проживающих на побережьях озер и рек, занимала важную роль. Из неё круглый год готовят уху, вялят, сушат в печах. Самой популярной едой из рыбы являлись пироги-рыбники.

Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет

Духовная культура

Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса – meсižand. Его также называют – meсanuk, meсanmez’, meсhiine, korbhiine. Он живет с женой – meсanak, meсanemäg, а иногда и с детьми. Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком. Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву meсhiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься». Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, «что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе. В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться. Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut meсha, muga i meсaspää» (Как к лесу, так и от леса).

Известность вепсского края в конце XV – первой трети XVI в. связана с деятельностью одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению. Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях. В житии Александра Свирского сообщается о том, что его родители Стефан и Васса жили в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкая сторона «в Обонежской пятине, на реке Ояти, селении Мандера, близ Островского Введения Пречистыя Богородица монастыря».

Житие Александра Свирского в отличие от житий других святых Православной церкви содержит сюжет о видении им самого Бога, явившегося к нему в образе Святой Троицы – трёх мужей в светлом одеянии. Александр Свирский получил от них повеление построить на месте видения «церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы» и устроить обитель. В том же 1508 г. на месте видения Святой Троицы был основан Свято-Троицкий Преображенский мужской монастырь и сооружена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

Фольклор

Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и “хозяев” дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы – подарка “хозяину” стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используется вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари – noidad, которые специализировались в узких областях магии – лечебной, любовной, промысловой.

В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, песни, сказки, дразнилки, потешки, так называемые короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языках, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

Хранителями и исполнителями вепсской музыкально-поэтической традиции сейчас в основном являются пожилые женщины, объединяющиеся для пения в ансамбли до десяти человек.

Язык и письменность

Вепсский язык (вепсск. Vepsän kel’ ) - язык вепсов, входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков.

Некоторые исследователи, впрочем, выделяют его в особую - восточную подветвь прибалтийско-финских языков.

Включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения.

Вепсский язык имеет три живых диалекта:

Северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);

Средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);

Южный (Бокситогорский район Ленинградской области).

Средний диалект выделяется более географически, так как в нём имеется ряд значительно отличающихся говоров и их групп (например, белозерские говоры, имеющие между собой значительные фонетические и морфологические различия, шимозерский говор, группы оятских говоров, юго-западные или капшинские говоры и др.). Среди не так давно вымерших диалектов выделяется исаевский - на юго-запад от Каргополя (вымер на рубеже XIX-XX веков; основной исследователь - Ялмар Басильер, основная работа - «Vepsäläiset Isajevan Voolostissa», 1890).

В 1930-е действовала письменность на латинской основе, использующая следующий алфавит:

A a Ä ä B b C c Ç ç D d E e F f
G g H h I i J j K k L l M m N n
O o Ö ö P p R r S s Ş ş T t U u
V v Y y Z z Ƶ ƶ ı

В 1937 году была попытка перевести вепсскую письменность на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов вепсская письменность была возрождена. В 1989 году были утверждены два варианта вепсского алфавита – на латинице и кириллице. Их применение, однако, было различным. За следующие 18 лет был издан лишь один букварь на основе кириллицы, а вся учебная и художественная литература издавалась и продолжает издаваться на латинской графике. Практика показала, что алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован.

В 2007 году был утверждён и используется алфавит на основе латиницы с добавлением дополнительной диакритики:

A a B b C c Č č D d E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n O o
P p R r S s Š š Z z Ž ž T t U u
V v Ü ü Ä ä Ö ö

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность лиц, владеющих вепсским языком, составляла в России 3,6 тыс. человек.

Краткий разговорник:

Tervhen! – Здравствуйте!

Nägäemoi! – До свидания!

Kaiked hüväd! – Всё хорошо!

Prošti! Proštkat! – Извините!

Hüvä!- Спасибо!

Pagiredik lüšdiks? – Говорите по-вепсски?

Uden vodenke! – С Новым годом!

Современное положение

В конце 1980-х годов началось возрождение вепсского народа. Деятельность вепсской общественности в самом начале перестройки носила просветительский характер и способствовала обретению вепсами представлений об истории своего народа, укреплению этнического самосознания, становясь заметным фактором этнической мобилизации.

Символом культурного возрождения в Ленинградской области стал праздник «ДРЕВО ЖИЗНИ» – «ELON PU». Он ежегодно проводится в июне чаще всего в с. Винница Подпорожского района Ленинградской области. Он имеет статус областного вепсского праздника и является одним из самых посещаемых этнических сельских праздников на всем Северо-Западе России.

В постановке и решении всех вопросов этнического развития вепсов активное участие принимают представители Общества вепсской культуры (далее – Общество). Общество изначально четко определило приоритеты своей деятельности: воссоздание вепсской письменности, возрождение вепсского языка и культуры, главным звеном которого должна стать школа; содействие социально-экономическому развитию мест проживания вепсов, определение на законодательном уровне правого статуса вепсов как коренного малочисленного народа Севера.

Вепсская письменность была создана в 1931 г, но в 1937 г. была ликвидирована. В 1989 г. вепсская письменность была восстановлена, началось изучение вепсского языка как предмета в школах в вепсских селах, подготовка специалистов и учителей вепсского языка в вузах Карелии. В Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. В 1994 г. в Петрозаводске открыта финно-угорская школа им. Э. Лённрота с преподаванием с преподаванием карельского, вепсского и финского языков.

Важную роль в объединении вепсов играет газета «Kоdima». Её первый выпуск состоялся в 1991 г., а с 1993 г. она стала периодическим республиканским изданием. С 2011 г. в Карелии ежегодно выходит литературно-художественный альманах на вепсском языке «Verez tullei» (Свежий ветер) и детский журнал «Kipinä» (Искорка). Kipinä предоставляется как учебный материал всем школьникам, изучающим вепсский язык.

В настоящее время признанным центром вепсских исследователей является Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Работы его сотрудников стали основой для восстановления вепсской письменности, развития языка и культуры народа.

Общественно-политические события ХХ в. оказали решающее влияние на современное этническое развитие вепсов. Первый период этнокультурного возрождения вепсов в 1930-х гг. через несколько лет был прерван и сменился полувековым запретом на использование вепсской письменности, репрессиями против молодой национальной интеллигенции. Это фактически означало запрет на развитие профессиональной национальной культуры. Последствия данного периода осложняют процесс современного этнического возрождения вепсов. Вместе с тем появившаяся возможность вновь начать строить свое будущее как народа дала вепсам еще один шанс для существования вепсов не только как объекта научных исследований, но и как активного участника и создателя своей истории и культуры.

Материал подготовлен на основе книги «Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова

Чёт не спиться мне в полнолуние)) Поделюсь статейкой про свои корни:

Вепсы принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них упомянул хронист VI века Иордан.
К концу I тысячелетия предки вепсов из Восточной Прибалтики продвинулись на юго-восток, в Приильменье, где их история пересеклась с историей восточных славян. Согласно летописи, весь являлась древнейшим населением Белозерья.

В «Повести временных лет» вепсы (под именем «весь») упомянуты в связи с призванием Рюрика, в числе племен, которые отправили послов к варягам. Таким образом, этот народ сыграл значительную роль в образовании Древнерусского государства.
В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции в официальных документах вепсов называли собирательным именем «чудь».

Со времен средневековья основная часть вепсов жила в границах Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. При Петре I они оказались приписанными к Олонецким заводам и Лодейнопольской верфи. Это способствовало развитию среди вепсов различных ремесел. В XIX веке особенно славились вепсские каменотесы.

После Октябрьской революции в местностях с компактным расселением вепсов были созданы этнические вепсские районы, а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. Однако после Великой Отечественной войны вепсские районы и колхозы были ликвидированы.

На протяжении последних столетий вепсы принадлежали к малым народам России. Своего численного максимума они достигали в 1897 году – 25 тысяч человек. Сегодня их насчитывается около 12 тысяч.

Языковая и культурная ассимиляция зашла уже так далеко, что в большинстве случаев вепсы не помнят своё древнее самоназвание, а называют себя теперь людиникад (единственное число – людиник, от славянского – люди) или даже тягалажет («здешние»). Правда, этноним вепсы снова распространяется в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. С конца 1980-х годов в некоторых местных школах снова начали преподавание вепсского языка, издан вепсский букварь. Так что есть все шансы спасти вепсскую культуру от исчезновения.

Религия, культура, быт, обычаи

Вепсы были обращены в христианство очень рано – на рубеже X-XI веков. Тем не менее, языческие обычаи не изжиты у них до сих пор. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных и рыб, например, культ медведя и поклонение щуке.

Все исследователи, изучавшие культуру и быт вепсов отмечают их трудолюбие, бескорыстие, юмор и гостеприимство.

Традиционное вепсское жилище схоже с русской избой. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.

Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.
Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Считалось, что если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Кошку оставляли в доме на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день, поскольку верили: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым и умирает.

Вплоть до 30-х годов ХХ века среди вепсов были распространены так называемые неразделенные большие семьи, включающие три-четыре поколения. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. После смерти главы семьи власть переходила к его брату или старшему сыну.

Наряду с хозяином, большую семью возглавляла его жена, которая руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством.

А вот положение в семье невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свёкру со свекровью. Характер последней обыкновенно определял счастливую или несчастную судьбу невестки.

Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке. Но со стороны деревенской общины появление внебрачных детей осуждалось и считалось позором. Такому ребенку записывали фамилию Богданов.

Основным типом современной вепсской семьи является уже малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов, кого-нибудь из их родителей и неженатых детей. У вепсов отсутствует культ многодетности, что является серьезным препятствием на пути восстановления их численности."

Ну и напоследок:

http://podpor.ru/video/zavet

Первое документальное упоминание о потомках летописной веси, называемых теперь вепсами, появляется еще в V веке. Вепсы сохранили особый уклад жизни, в котором поклонение силам природы важнее христианских заповедей. Еще одно из интереснейших отличий вепсов от остальных малых народов - у них до сих пор сохранился матриархат.

Вепсы принадлежат к малочисленным России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.

Народ Вепсы

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Основные занятия

Земледелие – основное занятием, возводили зерновые. Выращивали огородные культуры – морковь, картофель, свеклу, репу, капусту. Охота, животноводство, рыбная ловля, сбор даров леса был большой помощью семьей. С XVIII века получили развитие лесозаготовка, бурлачество, сплав на реках, гончарное ремесло, разработка декоративного камня.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Поселения и жилища

Расположение жилищ, усадеб определялось линиями озер, рек. Жилища сохраняют традиционный интерьер русской избы с разницей, что печь является центром строения.

Язык

Вепсский язык классифицируют к языковой ветви прибалтийско – финской. Четко выражены три языковых диалекта по местам проживания. До 1930 письменность была на основе латиницы, а спустя семь лет была неудачная попытка перевести на кириллицу, но ни одной книги в такой редакции не вышло. Алфавит с кириллицей сейчас не востребован, хотя официально существуют 2 вида алфавита. За всю историю вепсского языка вышло 70 книг, учебники и пособия. Сейчас он преподается в Финско – угорской школе в столице, а также в нескольких ВУЗах Карелии.

Пища

Любимым блюда — рыбные, её жарили, вылили, сушили, варили. Уха — летом из свежей рыбы, а зимой — из сушеной. Первые блюд готовили мясные, грибные супы, похлебки, щи со щавелем. Хлеб пекли из зерновых культур, выращенных семьей. Открытые пироги ягодные, грибные, рыбные были любимыми лакомствами. Пища богата мясом животных, выращенных дома и дичью. Мясо вялили по специальным рецептам, хранилось оно около двух лет. Варили пиво к особым праздничным событиям.
В качестве послесловия
На Земле живет порядка 7 миллиардов человек, около 2 тысяч народностей. У каждого, даже самого маленького этноса такого, как вепсы — своя история, традиции, ценности, язык, образ жизни, которые чтят и берегут свою самобытность.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!