Церковь святого захария в венеции. Церковь сан дзаккария

Церковь Сан-Дзаккария в Венеции (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Эта церковь в венецианском Кастелло была возведена в 9 веке специально для того, чтобы вместить мощи св. Захария, которые Венеция получила в подарок от императора Византии Льва V. В 1105 г. церковь практически полностью сгорела, и её отстроили заново только в 15-16 веках. Сегодня это один из прекраснейших образцов венецианского зодчества периода раннего Ренессанса. Начинали, правда, строить церковь как готическую, но после первого этажа главный архитектор сменился - им стал Мауро Кадучи. Соответственно, и в интерьере можно увидеть сочетание готической планировки и оформления в стиле Возрождения.

Один из наиболее ценных предметов в интерьере церкви - алтарная картина, изображающая Деву Марию с Иисусом и святыми, одна из наиболее знаменитых работ кисти Джованни Беллини. Шедевр настолько приглянулся Бонапарту, что тот увёз его в Париж, где картина пребывала последующие 20 лет.

Почти каждая стена покрыта росписями 17-18 веков, над которыми поработали знаменитейшие художники эпохи.

Изначально церковь была закреплена за женским бенедиктинским монастырём, который ежегодно на Пасху посещали дожи ради особой праздничной церемонии. Говорят, эта традиция пошла с того момента, как монахи пожертвовали надел земли для строительства базилики Сан-Марко в 12 веке. Традиция прервалась только в 1797 г., одновременно с концом Венецианской Республики. Монашки, служившие здесь, происходили преимущественно из благородных семей и были довольно влиятельны. Настоятельница обычно приходилась родственницей дожу.

Св. Захарий - отец Иоанна Крестителя.

Внутри церковь состоит из апсиды, окружённой амбулаторием, хорошо освещённым благодаря высоким готическим окнам, что типично для церковной архитектуры Северной Европы, но уникально для Венеции. И почти каждая стена покрыта росписями 17-18 веков, над которыми поработали знаменитейшие художники эпохи. На стенах приделов и часовен можно увидеть работы таких мастеров, как Андреа дель Кастаньо, Пальма Веккьо, Тинторетто, Джузеппе Порта, Пальма иль Джиоване, Антонио Вассилаччи, Антон ван Дейк, Андреа Целести, Антонио Занчи, Антонио Балестра, Анджело Тревизани и Джованни Доменико Тьеполо. Кроме того, в церкви был похоронен художник Алессандро Витториа, и его гробница отмечена скульптурным бюстом, им же самим и созданным.

В числе святых реликвий церкви - мощи Афанасия Александрийского и частица Св. Креста.

В церкви можно увидеть две капеллы: одна посвящена св. Тарасию, а вторая - св. Афанасию. Крипта первой сегодня частично затоплена, но в ней до сих пор покоятся останки восьми дожей Венеции, правивших с первой половины 9 века по вторую половину 12 века. Вторая капелла первоначально располагалась в центре церкви, но после окончательной перестройки в конце 16 века стала одной из часовен.

В 2009 г. в церковной костнице были обнаружены мощи трёх греческих святых, которые были утеряны в 14 веке. Св. Теодорос, Леон и Григориос в первой половине 4 века служили в армии Константина II, но дезертировали и сбежали на Кефалонию. На острове они поселились отшельниками и заложили монастырь на горе. Согласно легенде, когда старцы умерли, их мощи были обнаружены близ монастыря в одной из пещер. Но после захвата венецианцами Кефалонии мощи исчезли. Обнаруженную святыню церковь Сан-Дзаккария передала обратно Греческой православной церкви, и в настоящее время она снова находится на Кефалонии.

Грандиозная Церковь Сан-Заккария находится в Кастелло, на полпути между Собором Святого Марка и Арсеналом. В религиозном смысле, главной достопримечательностью являются останки Святого Заккарии, отца Святого Иоанна Крестителя, которые привез в Венецию византийский император Лео Пятый в 9 веке. В теперишней церкви строительные работы начались в 1444 году и закончились в 1504. В 1543 году церковь освятили. Церковь (особенно ее фасад) является сочетанием готического и ренессансного стилей, из-за строительства, затянувшегося на 60 лет и, работающих над зданием двух разных архитекторов. Так, нижняя часть фасада (как и основная часть интерьера церкви, в массивными, уникальными в Венеции окнами) украшена готическими деталями, принадлежащими руке архитектора Антонио Гамбелло, в то время как нижняя часть представляет собой элементы ренессанса (колоннады, изогнутый фронтон и боковой круг) того часу, когда над ней работал второй архитектор Мауро Кодусси (между 1483 и 1504).

Стоит упомянуть про то, что на том месте, где сейчас находится Церковь Сан-Заккария, раньше находилось другое место поклонения – церковь 9-го века, построенная дожем Джустиниано Партечипацио (церковь, также как и соседствующий с ней Бенедиктинский монастырь всегда поддерживали близкие отношения с венецианскими дожами; историю этих дружеских отношений прерывали некоторые трагические периоды, такие, как убийство трех дожей и пожар, во время которого погибло около 100 монахинь и церковь 9-го века сгорела до тла). Пожар 1105 года заставил власти внести изменения в бывшую.

Романскую церковь, установить в монастырском комплексе колокольню (перестроенную в 16 веке из-за обвала калокольни и звонницы).

Внутренняя часть церкви богата на художественные шедевры. На первый план выходят:исключительный запрестольный образ, изображающий Мадонну и Четырех Святых, работа Джованни Беллини(считающаяся самым известным произведением художника), фрески Андреа дель Кастаньо, украшающие Капеллу Святого Тарасиуса – старую капеллу, реставрированную Антонио Гамбелло в 15 веке. Двумя другими выдающимися капеллами, находящимися в церкви Святого Заккарии, являются, так-называемая, Часовня Девы и Капелла Святого Афанасия, но туристы также могут насладиться (попросив разрешения и сопровождаемые ризнчим) живописными и скульптурными шедеврами, подписанными такими известными особами, как Тинторетто, Джакомо Пальма, Анджело Тревизани, Антонио Балестра, Джузеппе Салвиати, Джованни Доменико Тьеполо и самим Ван Дейком.

В крипте церкви находятся гробницы многих венецианских дожей. Тут погребена такая известныя личность как Алессандро Витториа. Его гробницу легко заметить, так как на ней изображен его автопортрет.

Имя: Церковь Сан-Заккария (Chiesa di San Zaccaria) адрес: 4693, Кампо Сан Захарии, Кастелло, 30122, Венеция, Италия

Сан Дзаккария, основанная еще в IX веке, когда венецианцы завладели мощами святого Захарии - отца Иоанна Крестителя. Храм принадлежал монахам-бенедиктинцам, был богатым и всегда пользовался покровительством властей, так что когда поблизости от нее убили дожа Пьетро Традонико, на репутации здешних мест это никак не отразилось.

В 991 году в этой церкви искал спасения дож Трибуно Меммо, но в 1172 году дож Витале Микиэль II не успел сделать это: убийцы скрылись в одном из соседних домов, поэтому следующий дож повелел разрушить все подозрительные здания и запретил в этом квартале каменное строительство (Запрет был нарушен только в 1948 году, когда собрались строить новое крыло отеля «Даниэли»).

Считается, что церковь Сан Дзаккария была заложена по инициативе дожа Джустиниано Партечипацио и византийского императора Льва V, который для возведения ее прислал в Венецию деньги и мастеров. В последующие столетия церковное здание переделывалось, так что от первоначального храма мало что осталось. Окончательный свой облик здание приобрело в XV веке, когда архитектор Антонио Гамбелло начал реконструкцию его двух нижних ярусов, а закончил к 1500 году Мауро Кодусси. Часть постройки XII века сохранилась в виде капеллы в юго-восточном углу здания. Сохранилась и колокольня, а в самом храме - фрагменты первоначального сооружения.

Внутри церковь разделена на три части рядами стройных колонн, которые опираются на многогранные постаменты.

Большая часть скульптур, украшающих как фасад церкви, так и ее внутреннее пространство, принадлежит знаменитому Алессандро Витториа. К ним относятся: фигура святого Дзаккарии (пророка Захарии) на фасаде церкви и статуя святого Иоанна Крестителя у чаши со святой , запрестольная статуя первого алтаря, все скульптурные работы второго алтаря… И, наконец, собственная гробница мастера, которую он по странной художественной фантазии начал ваять в 1595 году - более чем за 10 лет до смерти. Заканчивал гробницу его родственник Алессандро Рубини.

Справа к церкви примыкают капеллы Сан Антаназио и Сан Таразио. И сама церковь, и капеллы украшены живописными полотнами. Среди них первое место принадлежит работам Пальмы Старшего. Весь первый алтарь художник заполнил громадным полотном «Св. Дева с предстоящими Ей четырьмя святыми». Во втором алтаре художник изобразил св. Захарию с предвечным Младенцем на руках. Главным шедевром церкви является алтарный образ в северном нефе - знаменитая работа Дж. Беллини «Мадонна с младенцем, святыми и ангелами». Как всегда на полотнах этого художника, Мадонна находится на границе двух миров - реального пейзажа (расположен перед Ней) и райского (изображен за Ней).

В капелле Сан Таразио посетители могут полюбоваться фресками Андреа дель Кастаньо и великолепными алтарными образами Антонии Виварини и Лодовикода Форли. Алтарь капеллы Сан Антаназио раньше украшала картина Тинторетто «Рождение Марии» (трактовалась также как «Рождество Иоанна Крестителя»). Но полотно серьезно пострадало от времени, и теперь оно помещено справа от входа в капеллу.

В прежние времена церковь Сан Дзаккария посещали венецианские вельможи и высокопоставленные лица. Посещали они и располагавшийся поблизости бенедиктинский монастырь, который издавна пользовался привилегиями в память о том, что в конце XII века монахи пожертвовали часть монастырских земель для строительства собора Св. Марка. Считается также, что в конце XII века первую шапку для дожа тоже сделали монахи этой обители и подарили ее Республике. Дожи ежегодно посещали этот монастырь и эту церковь, в которой раньше были даже гробницы некоторых венецианских правителей.

За церковью Сан Дзаккария, на другом берегу канала Гречи, находится район, который населяли греки и далматинцы, о чем до сих пор свидетельствуют названия некоторых улиц. В этом квартале расположена главная православная церковь Венеции - Сан-Джорджо деи Гречи, построенная в конце XV века в ренессансном стиле. Ее возвели греки, переехавшие в Венецию после захвата Константинополя турками (1453), чтобы совершать православные богослужения; возвели они также и собственную школу, фасад которой был закончен архитектором Б. Лонгеной только в 1678 году.

Почти все украшения для церкви Сан-Джорджо деи Гречи выполнены греко-византийскими мастерами XV-XVII веков. И сокровищнице церкви хранятся ценные рукописи XIII-XVI веков и облачения архиепископов.

Пройдя от этой церкви несколько улочек и мостов, можно добраться до небольшой скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони (славянского братства св. Георгия, объединявшего выходцев из Далмации). Главным образом это были моряки и ремесленники - либо издавна обосновавшиеся в Венеции, либо перебравшиеся сюда из завоеванных турками краев. Братство было основано в 1451 году и в первое время своего существования находилось под покровительством кардинала Виссариона - влиятельного и просвещенного византийского прелата, который переехал в Венецию из Константинополя, завоеванного турками.

Братство св. Георгия объединяло наиболее влиятельных и представительных членов патрицианских семей; многие из них прославились подвигами в войне, которую Венеция (в союзе с римскими папами) вела против экспансии турок в восточном Средиземноморье. В 1502 году Республика добилась некоторых успехов и заключила мир с турецким султаном Баязидом II, и родосские рыцари получили от Иерусалимского патриарха частицу мощей св. Георгия. По этому случаю в Венеции была устроена торжественная церемония с многолюдным шествием.

Возможно, именно с этим событием и связан заказ, полученный Витторио Карпаччо - расписать скуолу Сан-Джорджо. Один из самых обаятельных художников своего времени, он писал произведения на сюжеты из жизни святых. Мировую известность этой скуоле принесли четыре цикла картин небольшого размера: один цикл посвящен событиям земной жизни Иисуса Христа, остальные - жизнеописаниям святых Георгия, Иеронима и Трифона, которые наиболее почитаются в Далмации. Истории этих святых под кистью Витторио Карпаччо превращались в чудесные произведения: так, белокурый рыцарь в блестящих доспехах протыкает копьем лопоухое чудовище, маленький мальчик изгоняет демонов из восточной красавицы…

Впечатления от венецианской жизни переплетаются у художника с вымыслом, и среди идиллических пейзажей можно рассмотреть арабских всадников. Уже в самом выборе сюжетов есть явное напоминание о Святой Земле и идее освобождения ее от неверных. Так, эпизоды жизни св. Иеронима в Вифлееме должны были свидетельствовать, что некогда в Палестине разворачивалась деятельность первых отцов церкви и распространялось благочестивое отшельничество; св. Георгий не только победил чудовищного дракона, но и обратил в христианство принцессу и ее родителей, а в композиции «Триумф св. Георгия» герой предстает на фоне исторических зданий Иерусалима.

Одна из самых известных картин скуолы Сан-Джорджо - «Видение св. Августина» - прекрасна сочным, живым и вместе с тем мягким колоритом, который удачно передан освещением. Искусствоведы (в частности, И. А. Смирнова) признают это полотно одним из самых смелых и значительных художественным открытий Карпаччо, представившего реальный мир одновременно и во всей его значительности, и в житейской конкретности (мебель, книги на полках, небесная сфера).

Вплоть до последнего времени эта картина называлась «Св. Иероним в келье», но теперь доказано, что на полотне изображен крупнейший теолог и раннехристианский писатель Аврелий Августин (354-430). Он представлен в тот момент, когда, углубившись в написание письма своему другу Иерониму, внезапно был поражен сверхъестественным светом и услышал голос, что Иеронима уже нет в живых. Такое толкование сюжета объясняет, почему эта композиция следует за картиной «Смерть св. Иеронима», а сам герой не похож на седобородого старца двух первых композиций. К тому же в глубине (на алтаре) стоит епископская тиара, в то время как св. Иероним был кардиналом.

Неподалеку от скуолы Сан-Джорджо расположена церковь Визитацьоне, больше известная как Ла Пьета. Справа от входа в нее можно увидеть редчайший образец почти исчезнувших в Венеции «львиных пастей» - окошечек для анонимных доносов. В окошечки именно этого храма бросали жалобы, по ко торым виновного в неурочном выбрасывании мусора могли и в тюрьму посадить. Ла Пьета принадлежала приюту для брошенных детей, а известен этот приют был тем, что хором в нем руководил знаменитый композитор Антонио Вивальди, которого когда-то любила и слушала вся Европа.

В юности Антонно мечтал идти по стопам своего отца - Джованни Батиста Росси, который был священником собора Сан-Марко. И мальчик стал священником, а в 15-летнем возрасте получил низшее духовное звание, позволявшее ему отворять внутренние врата храма. Позже он обрел более высокое право - служить обедню в соборе Сан-Марко. Во время месс Антонио удавалось тронуть даже искушенных в музыке людей, и многие верующие приходили специально послушать игру на органе «рыжего священника». В такие дни собор заполнялся до отказа, и вскоре сами власти города оценили расцветающий талант Вивальди, предложив ему возглавить одну из самых знаменитых «консерваторий» - «Ospedale della Pieta». В Венеции было четыре самых знаменитых приюта - Инкурабили («неизлечимые»); Дерелнтти («страждущие»), или Оспедалетто («больничка»); Мендиканти («нищие») и Пьета («милосердие»).

Следует отметить, что «консерватории» Венеции возникли из сиротских приютов, которых там было немало, поскольку волшебный город на воде располагал к беспечности и легкости нравов. И так было всегда, к тому же надо упомянуть и о бесконечных войнах, а также о притягивающих взор и тело карнавалах и маскарадах - все это и многое другое приводило к появлению внебрачных детей, которые зачастую становились бездомными сиротами… Поэтому еще в XV веке при монастырях и стали создаваться приюты, к которым впоследствии присоединились «госпитали сострадания» («0$рес1а1е»). Они безбедно существовали за счет государства и частных пожертвований.

Во времена Антонио Вивальди в приютах пребывало более 6 000 детей. В их воспитании большую роль играло хоровое пение, а для самых одаренных были созданы музыкальные классы, в которых обучали сольному пению, основам сольфеджио и игре на различных инструментах - скрипке, клавесине, чембало, валторне, контрабасе и даже на органе. Некоторые патриции специально отправляли своих детей в приюты, чтобы дать им музыкальное образование.

Когда молодому Антонио Вивальди предложили преподавать в знаменитой и богатой церкви Ла Пьета, он был очарован видом молоденьких монашек в белоснежных одеждах, с гранатовыми веночками на иссиня-черных волосах. Для них он готов был писать музыку день и ночь! Именно там заключены истоки множества его гениальных произведений.

…В XIX веке церковь Визитацьоне была почти полностью разорена. От прежнего великолепия остался только потолок, и который вмонтированы изображения святых и пророков. Ученые считают это работой неизвестного мастера, находившегося под влиянием Синьорелли - любимого художника Зигмунта Фрейда.

Среди венецианских церквей, а их в городе множество, церковь Сан-Заккариа (San Zaccaria ) выделяется особо. Выделяется и архитектурой своей, и историей, и наполнением, и местоположением. Она, эта церковь, необычна во всём .

Церковь стоит практически в самом центре, в двух шагах от и Славянской набережной , но как-то умудряется находиться в благонравной тишине и спокойствии на одноимённой площади. Она полна художественных шедевров и предметов прикладного искусства, сделанных древними мастерами с изумительным мастерством, в ней такие хранятся древности и располагаются таинственные строения, что любая другая церковь может позавидовать, но церковь эта не входит в список церквей-музеев Венеции, куда вход платный.

Странностей тут вообще много , противоречий и нестыковок, но так кажется только на первый взгляд. Потому что церковь эта венецианская, а Венеция могла и может себе позволить собственный взгляд, мнение и решение того или иного вопроса.

Кто такой этот Заккария и почему он святой? Заккариа (в нашем написании — Захария), согласно библейским текстам, отец Иоанна Крестителя . В Венеции, кстати сказать, вообще хватает церквей, посвящённым самым древним библейским персонажам, которые жили задолго до появления Христа и Нового Завета. Например, в стоит церковь Сан-Джоббе - церковь святого Иова, героя ветхозаветной Книги Иова.

Захария всё же в Новый Завет вошёл. И церковь эту именно для хранения его мощей и построили. И относится эта постройка аж к IX веку , так что церковь эта очень старая. Хотя и тут всё не так просто. Но к этому вопросу мы вернёмся буквально через пару разделов. А пока скажу, что зайти в неё стоит не только ради осмотра её архитектурных особенностей. Внутри она напоминает, скорее, художественный музей, чем церковь. А если пройтись по тем её частям, где за вход надо заплатить, то я бы назвал Сан-Заккариа даже художественно-историческим музеем.

Как добраться до Сан-Заккариа

Если смотреть на карты, то кажется, что найти эту церковь трудно, поскольку она стоит где-то во дворах, хоть и недалеко от Славянской набережной. На самом деле поиски пути к ней особого труда не составят.

Церковь на карте

Вид на церковь

От Дворца Дожей идите по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni) прямо, переходите через Соломенный мост , идите дальше, потом следующий мост, и вот вы выходите на ту часть набережной, где располагаются остановки вапоретто , объединённые одним названием — «San Zaccaria» . Это дебаркадеры для вапоретто нескольких маршрутов, так что пусть вас это не вводит в заблуждение.

Дебаркадеры эти будут по правую руку, а по левую руку вам нужно после сошествия со второго моста отсчитать второй проход во дворы между домами. Следуя этим вторым проходом (он довольно узкий, имейте в виду) от Славянской набережной, вы выйдете прямиком на Кампо Сан-Заккариа , и церковь эта откроется перед вами во всей своей мраморной красоте. Дорога от Дворца Дожей до церкви Сан-Заккариа займёт пять минут .

Время работы церкви:

  • понедельник - суббота: с 10:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00,
  • воскресенье: с 16:00 до 18:00.

Вход в саму церковь бесплатный , но осмотр ризницы, капелл и крипты стоит 1,5 евро .

Что смотреть в Сан-Заккариа

Во-первых , у этой церкви чудесный фасад . Он совмещает сразу две эпохи в архитектуре: готику и ранний Ренессанс, но это поразительно гармоничное творение. Над входом установлена статуя святого Захарии работы Алессандро Витториа. Ему же принадлежат статуя Иоанна Крестителя и алтарь с захоронением мощей святого Захарии внутри церкви.

Во-вторых , обилие картин в главном зале церкви. Неспроста я сравнил церковь с художественной галереей: картины так плотно развешаны по стенам, что возникает ощущение, будто стены из них и состоят.

Алтарь хранит в себе шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем и святыми» . У этой картины, как правило, всегда есть люди. Поэтому будьте готовы подождать, чтобы подойти ближе. К тому же лучше её осветить, для этого в устройство рядом с алтарём нужно вложить 50 евроцентов . Поверьте, это того стоит. Среди авторов, чьи полотна украшают стены церкви и её капелл, назову Андреа дель Кастаньо, Пальма Веккьо, Тинторетто, Джузеппе Порта, Пальма иль Джиоване, Антонио Вассилаччи, Антона ван Дейка, Андреа Целести, Антонио Занчи, Антонио Балестра, Анджело Тревизани и Джованни Доменико Тьеполо.

В ризнице вы тоже увидите интересное собрание полотен, но если пройдёте дальше, то художественные впечатления дополнятся впечатлениями от исторических открытий. У церкви Сан-Заккариа есть две капеллы: Сан-Тарасио и Сан-Атаназио . Во второй капелле хранится уникальный золотой алтарь , сотворённый венецианскими мастерами XV века, а через первую капеллу вы сможете спуститься в крипту церкви. Она полузатоплена, но затопление придаёт ей больше таинственности и древности. В крипте находятся усыпальницы восьми дожей Венеции , которые правили городом с IX по XII века.

История церкви Сан-Заккариа

Церковь Сан-Заккариа была построена в IX веке специально для упокоения мощей этого святого, которые городу подарил византийский император Лев V. Но в 1105 году сильнейший пожар практически уничтожил церковь, так что её пришлось строить, можно сказать, заново. А между 1458 и 1515 годами здание церкви перестроили. Начинал постройку Антонио Гамбелло, заканчивал Мауро Кодуччи , известный венецианский архитектор, знакомый нам по и зданию . Так что планировка у церкви готическая, декор ренессансный.

Церковь принадлежала бенедектинскому монастырю, стены которого до сих пор возвышаются на Кампо Сан-Заккариа . После того, как монастырь в XII веке пожертвовал земли для строительства базилики Сан-Марко , установилась традиция: дож на Пасху всегда посещал эту церковь. Традиция эта прервалась лишь с падением Венецианской Республики и упразднением института дожей.

Что же касается шедевра Беллини, хранящегося в алтаре, то с 1797 года картина эта двадцать лет провела в Париже . Такое впечатление она произвела на Наполеона, что тот не постеснялся увезти её с собой.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!